«Торговые марки» лейтенанта Шмидта

Валерий Павлов

Контрафактное использование торговых марок за последние 15 лет претерпело эволюцию, и ее высшая форма — «мошенничество по закону», согласно теории Дарвина, сосуществует с самыми незамысловатыми методами захвата. Можно, например, просто изменить пару букв в названии, но оставить дизайн, упаковку и «подсесть» на раскрученный брэнд, не тратясь на рекламу (примеры — Pawasonic и Akaiwa, недвусмысленно напоминающие японские Panasonic и Akai с Aiwa).

Другой пример незатейливого пиратства -- осетинская водка и подольские сигареты «Балтика».

Образец более «цивилизованной» операции -- перехват брэнда «Масленица» у питерской фирмы «Талосто». Та начала активно его пиарить, не озаботившись регистрацией, и в результате питерцам пришлось перейти на брэнд «Мастерица». Тут надо сказать, что продавцами брэндов запатентовано практически все содержание орфографического словаря, так что если вы захотите зарегистрировать свою фирму или товарный знак, в наименовании которых используются широко употребляемые слова, то у вас наверняка будут проблемы.
Среди наиболее распространенных ноу-хау патентных рэкетиров -- регистрация на себя или на свою компанию известных иностранных брэндов, владельцы которых ведут бизнес в России спустя рукава.
Александр Осокин: «Фирма, которую выдают в России за владельца торгового знака Akai, была зарегистрирована в Гонконге».
Александр Осокин, частный адвокат, работающий в том числе на Mortier Catering (производитель мясных деликатесов из Бельгии): Недобросовестная конкуренция в патентном деле эволюционирует -- вместо банальной регистрации чужих марок на свое имя их регистрируют на лжедочерние фирмы зарубежного или отечественного правообладателя (как правило, они находятся за границей). В случае претензий российский пользователь обычно заявляет, что марка используется с согласия этой самой «лжедочки», то есть правообладатель, разумеется, в курсе. Разбираться во всем этом суд будет бесконечно и без очевидного результата. Такой вот маскировкой пираты вводят в заблуждение государственных специалистов, занимающихся патентованием.
Один из самых известных в России похитителей брэндов -- Сергей Зуйков, глава фирмы «Зуйков и партнеры». Вот уже десять лет он перехватывает брэнды, а потом их продает. Правда, несмотря на громкие названия атакованных фирм, его бизнес нельзя назвать масштабным -- оборот исчисляется сотнями тысяч долларов в год. Самое главное достижение Зуйкова -- захват товарного знака японского производителя бытовой электроники Akai. Адвокаты подставной фирмы (она принадлежала Сергею Зуйкову) доказали Роспатенту, что компания Akai в течение трех лет не использовала в России свой товарный знак. В результате он был зарегистрирован на ту же подставную фирму, а затем продан (был также зарегистрирован, открыт и продан сайт akai.ru, фактически «слизанный» с японского аналога).

Сергей Зуйков: Процесс с Akai тянется уже около трех лет. Изначально рассматривалась схема прямой продажи японцам фирменного наименования Akai. Но поначалу японцы не заинтересовались предложением. В итоге я продал брэнд компании «Бытовая электроника „Сокол»“ (сумма сделки -- коммерческая тайна). Но „Сокол“ рискует потерять его, поскольку он получил от меня брэнд, но не захотел, чтобы я его дальше сопровождал. И уже совершил ряд ошибок. Затеянная „нашим» Akai рекламная кампания под названием «возвращение легенды», которая имеет отношение как раз к японскому производителю,-- это ошибка.
Александр Осокин: Фирма, которую выдают в России за владельца торгового знака Akai,-- Akai Universal Ltd. -- была зарегистрирована в Гонконге, полагаю, на эту регистрацию потребовалось всего $2-3 тыс. Крайне сомнительно, что она имеет какое-то отношение к японцам. Любопытно, что по тому же адресу в Гонконге зарегистрирована еще одна фирма -- Funai Trade Ltd., также, надо думать, изначально абсолютно «левая», созданная с аналогичной целью -- регистрации марки Funai. Одна из главных причин, по которым это стало возможным,-- невнимательное отношение владельцев известных торговых марок к российскому рынку.
Проще говоря, продать японцам их собственный товарный знак у Akai Universal не получилось -- пришлось искать другого покупателя, которым и стала ТПК «Бытовая электроника „Сокол»“, имеющая производство в Александрове (Владимирская область).
Дмитрий Тиманов, гендиректор ТПК „Бытовая электроника „Сокол»“, заявил, что имел дело именно с японцами, а не с мутной фирмой из Гонконга. По его словам, официально „продукция Akai в Россию уже давно не ввозилась“, и нас теперь ожидает «возвращение марки в страну». Планы у «Сокола», переориентировавшегося на Akai, грандиозные: в частности, выпустить в этом году 200 тыс. телевизоров под этой маркой.
Но велика вероятность, что к известному японскому брэнду эта продукция фактически отношения не имеет. Корреспондент «Денег» попросил Дмитрия Тиманова прокомментировать ситуацию с Akai, и тот выдал не слишком внятную версию -- дескать, фирма, зарегистрированная в Гонконге, «с некоторых пор договорилась с японцами» -- нынешним владельцем брэнда Akai транснациональной корпорацией Grande -- относительно использования брэнда в России (и даже сама вошла в Grande.)
Руслан Пашков: «В том, что многие компании лишились своих торговых марок, они сами виноваты»
Grande, по всей видимости, не так давно купила Akai Universal вместе с отмытым товарным знаком и только сейчас открывает официальный офис Akai в Москве. Разумеется, у нынешних владельцев товарного знака Akai нет никакого желания рассказывать об истории его приобретения.
Полна событиями и жизнь другого известного продавца брэндов -- Руслана Пашкова, президента ТПК «Гурман». С 1998 года его компания сотрудничала в качестве дилера с голландским и бельгийским производителями мясных деликатесов -- соответственно Groot и Mortier Catering. Поначалу «Гурман» покупал по оптовым ценам паштеты, колбасы и тому подобный мясной товар и поставлял все это розничным сетям. Руслан Пашков постоянно предлагал западным партнерам организовать совместное производство на территории России, передать ему права на эксклюзивное дилерство, но партнеры к этим предложениям отнеслись без особого энтузиазма. Через некоторое время голландцы и бельгийцы обросли и другими дилерскими связями, а про «эксклюзивного» Пашкова и думать забыли. Вспомнить о нем пришлось, когда выяснилось, что предприниматель зарегистрировал торговые знаки Groot и Mortier на свою компанию (обе европейские фирмы не имеют в России своего офиса). Мало того, оказалось, что в 2004 году «Гурман» организовал таки производство паштетов под маркой Groot, выдав лицензию некой московской фирме «Гроот», а в 2005-м -- паштетов Mortier в Калининградской области, предварительно оповестив рынок, что получил лицензию фирмы Mortier на соответствующее производство.
Ян Свагерман, президент компании Groot: Это -- лжефранчайзинг, к нам эта калининградская продукция не имеет никакого отношения, к тому же она не выдерживает критики по стандартам качества. Паштеты производятся в колхозе, работающем якобы под опекой общества инвалидов. Когда мы обратились к Руслану Пашкову за разъяснениями, выяснилось, что производство, оказывается, налажено для того, чтобы соблюсти «наши взаимные интересы в России». В чем эти интересы состоят, мы так и не поняли. В палате по патентным спорам мы в январе 2005 года отстояли свою торговую марку. Пашков может еще год оспаривать это решение, но судиться он будет уже не с нами, а с государством.
Руслан Пашков считает, что у него есть своя правда: Многие западные компании относятся к нам как к папуасам! Да и вообще, в том, что многие компании лишились своих торговых марок, они сами же и виноваты -- надо было думать о необходимости защиты, а не пускать все на самотек. Поймите и нас -- мы занимались тем, что за свой счет открывали для Запада свой рынок: «прописывались» в розничных торговых сетях, защищали интересы поставщиков, организовывали совместное производство. Мы были крупнейшим продавцом Groot и Mortier -- они нам многое обещали и ничего из обещанного не выполнили.
Валерий Медведев: «Пираты всегда пользуются возможностью застолбить торговую марку и потом предъявлять претензии ее истинному владельцу»
Валерий Медведев, управляющий партнер юридической фирмы «Городисский и партнеры»: Пираты всегда пользуются возможностью застолбить торговую марку, чтобы потом предъявлять претензии ее истинному владельцу. Очень часто эти события вызваны рассогласованием между производителем и дистрибутором. Они не находят общего языка, и в конце концов дистрибутор регистрирует марку на себя и пытается перекрыть канал производителю.
Любопытно, что сама торговая марка «Гурман» многократно перепродавалась. А владелец марки Руслан Пашков теперь, в свою очередь, пытается отстоять свои права на нее -- он с готовностью показал корреспонденту «Денег» длиннющий список известных (таких как «Балтимор») и не очень производителей, использующих слово «гурман» в качестве товарного знака.
Стоит отметить, что теоретически предметом разборок могут стать не только действующие, но и «брошенные» когда-то брэнды -- в том числе торговые марки предприятий из царской России, СССР и «братских социалистических стран», а также компаний, переименовавшихся или прекративших свое существование в более позднее время. Здесь могла бы возникать любопытная юридическая коллизия: регистрация брошенного знака -- это законно? И если да, то на каких основаниях? Но коллизия эта чисто умозрительная. «Брошенную» марку, конечно, подобрать можно, но свободных «брошенных» марок сегодня просто нет -- как правило, брэнд при закрытии бизнеса продается как нематериальный актив.

Сергей Зуйков: Я в свое время интересовался судьбой брэнда Gold Star, который когда-то был заменен на LG. Оказалось, что им так и владеют корейцы. Любопытна также судьба брэнда Hershi. В свое время голландцы выпускали прохладительные напитки под этой маркой и активно ее пиарили, а потом вдруг резко прекратили производство. Я думаю, что они выпускали у нас херши незаконно и вступили в конфликт с владельцем брэнда Hershey's -- американской кондитерской компанией. Я также подозреваю, что современные водка «Шустов» или ресторан «Дурдинъ» тоже имеют очень отдаленное отношение к известным когда-то брэндам. Что же касается знаменитых когда-то советских, болгарских и тому подобных марок, то почти все они так или иначе сегодня используются, свободных брэндов среди «брошенных» практически нет. У меня, правда, на примете есть один очень хороший брэнд, но я вам его не назову -- как раз им я сейчас и занимаюсь.

Валерий Павлов
«Коммерсантъ-Деньги»

Комментарии:

Пока нет коментариев

*
*
Если вы забыли пароль, можете попробовать его вспомнить.