В соответствии с концепцией жизненного цикла товара (ЖЦТ), каждый товар последовательно проходит через стадии своего жизненного цикла — разработку, выведение на рынок, рост, зрелость и упадок [15]. Это наглядная модель оценки динамики спроса на товар и ожидаемого уровня возврата вложений во времени. Также ЖЦТ описывает поведение потребителей, относительные объёмы продаж, возможные виды ценовой политики и маркетинговой деятельности для каждого из этапов цикла.
Концепция ЖЦТ является одной из центральных идей традиционного маркетинга и лежит в основе многих «популярных» инструментов (матрицы стратегий развития Ансоффа, матрицы «Рост — Доля рынка» Бостонской консалтинговой группы и т.д.). Грант [4] применяет аналогичную модель к индустриям, находя у них те же этапы развития.
Однако для практического прогнозирования ЖЦТ применима с трудом. Это связано со сложностью определения текущего этапа ЖЦТ, моментов перехода на следующий этап и совокупности факторов, влияющих на перемещение по этапам. Также трудно прогнозировать длительность каждого этапа и объемы продаж на каждом этапе. И это не говоря уж о том, что, в соответствии с концепцией ЖЦТ, каждый товар «обречен на умирание», что не может внушать оптимизма.
Альтернативой концепции жизненного цикла товара является концепция жизненного цикла бренда (ЖЦБ). У этой концепции есть два существенных преимущества. Во-первых, правильно выстроенный бренд испытывает гораздо более слабое давление со стороны инновационных процессов по сравнению с товаром. Во вторых, ЖЦБ вполне четко описывается количественно — ключевым параметром, по которому описывается этапы ЖЦБ, является знание марки.
Рассмотрим историю некоторых категорий промышленных товаров и на их примере проследим судьбы различных товаров и брендов.
Качественный звук: крутятся диски
Показательным примером может служить индустрия звукозаписи. Вкратце её историю можно изложить следующим образом (см. рис. 1)
Рис.1. Жизненные циклы носителей звука.
В 1877 и 1878 году Томас Эдисон и Александр Белл соответственно изобрели фонограф (рис. 3) и графофон (рис. 2) — по сути, одно и то же устройство для однократной записи звука на валик (в фонографе покрытием валика служит фольга, в графофоне — состав на основе воска).
Рис. 2. Графофон
Рис. 3. Фонограф.
Фонограф позволял воспроизвести запись один раз; графофон делал возможным многократное воспроизведение, однако оба аппарата могли проигрывать лишь сделанные на них же (или на других таких же аппаратах) записи. Таким образом, массового рынка записей существовать просто не могло и фонограф с графофоном широкого распространения не получили, хотя и использовались для специальных целей до конца 20-х годов.
В 1887 году профессор Эмиль Берлинер запатентовал граммофон. Принципиальное отличие этого изобретения — запись на диск, а также воспроизведение не с оригинала записи, а с более долговечных копий, которые стало возможно производить в значительных количествах. Коммерческое продвижение граммофонов и дисков началось в первой половине 1890-х годов в Америке и Германии. Основанная Берлинером компания Gramophone некоторое время являлась монополистом, продавая как граммофоны, так и пластинки для них.
Рис. 4. Граммофон марки HMV 1910-х годов
В дальнейшем Берлинер продал права на использование патента на граммофон в Америке компании Victor Talking Machine Company, а сам основал компании Gramophone в Канаде и Англии. В первое десятилетие 20 века появляются и конкуренты — компании по производству граммофонных пластинок. Берлинер патентует марку His Mater’s Voice (HMV), которая используется для выпуска граммофонных пластинок. Постепенно марка Gramophone Company исчезает и в Англии, становясь сначала Gramophone & Typewriter Company, а в 1910 году — HMV.
Рис. 5. Картина Ф. Барро 'His Master's Voice', ставшая элементом марки HMV
Тем временем устройства для воспроизведения записи с дисков совершенствуются; в 1924 году появляется первый электрофон. В конце 20-х годов рынок грампластинок испытывает стагнацию, вызванную появлением регулярного радиовещания, а также мировым экономическим кризисом. В начале 30-х годов появляются более долговечные грампластинки из винила.
Примерно в то же время, в конце 20-х годов появляются первые магнитофоны с записью на стальную ленту. К середине 1930-х годов немецкие компании AEG и I.G. Farben разработали катушечные магнитофоны с пленкой на целлофановой основе.
Рис. 6. Студийный магнитофон AEG 1939-го года
Однако эти разработки не были выведены на рынок, а использовались в основном для работы спецслужб. После оккупации Германии войсками союзников, американские компании провели удачный бенчмаркинг, и уже в 1945 году катушечные магнитофоны начали использоваться на радиостанциях, а в 1948 году поступили в продажу и первые бытовые магнитофоны.
Рис. 7. Студийный магнитофон Ampex 1948-го года
Рис. 8. Катушечный бытовой магнитофон 50-х годов
Казалось бы, преимущество магнитофонов было неоспоримым. Однако и проигрыватели грампластинок не стояли на месте — в 1948 появлились диски на 45 оборотов в минуту, а годом позже — долгоиграющие (LP) пластинки на 33 оборота в минуту. Появление долгоиграющих пластинок коренным образом изменило индустрию звукозаписи, с того времени наряду с «синглами» — записями одной композиции — стали продаваться и полноценные альбомы.
В середине 50-х годов началось развитие транзисторной аудиотехники, появились транзисторные переносные радиоприемники; магнитофоны также стали уменьшаться в размерах. Соответственно уменьшались и размеры магнитофонных катушек. К этим временам относятся первые эксперименты по применению «картриджей» — прототипов аудиокассет, которые снимали ряд неудобств, связанных с обязательной пустой катушкой и необходимостью перемотки перед заменой пленки на магнитофоне.
Рис. 9. Магнитофон RCA с картриджем
Рис. 10. Картридж RCA по сравнению с аудиокассетой 70-х — 90-х годов
В 1962 году Philips разработал кассету современного формата. Однако уменьшение размеров кассеты было достигнуто за счет снижения скорости промотки плёнки, а существовавшие в то время магнитофоны не позволяли получать на малой скорости промотки качественный звук. Тем не менее, к концу 60-х годов кассетные магнитофоны достигли надлежащего качества и начали вытеснять катушечные магнитофоны. В 1978 году Sony выпустила знаменитый Walkman. К 1980 году продажи аудиокассет с записью превысили продажи грампластинок.
Рис. 11. Кассетный магнитофон Grundig 1968-го года
В 1982 году Philips и Sony совместно разработали компакт-диск. Компакт-диски были выведены на рынок во второй половине 80-х годов, и уже к 1992 году их продажи превысили продажи всех других носителей.
В 1988 году Motion Pictures Expert Group начала разработки цифрового мультимедийного формата, который стал впоследствии известен как MPEG — по аббревиатуре этой научной группы. С середины 1990-х годов цифровые форматы распрострились в сети интернет, а в 1998 году на рынок был выведен первый MP3-плеер.
История звукозаписи и аппаратуры для ее бытового воспроизведения интересна, прежде всего, тем, что катушечные магнитофоны не пришли на смену проигрывателям грампластинок, а появились, достигли пика своей популярности и начали путь вниз внутри жизненного цикла категории проигрывателей. Распространение кассетных магнитофонов также не сильно пошатнуло позиции виниловых дисков. Только появление CD, качество воспроизведения которых соответствовало и превосходило виниловые вертушки, но обращение с которыми допускало меньшую аккуратность, смогло преодолеть доминирование грампластинок.
Как Kodak стал нашим фото-всем, а Polaroid не смог
Фотография. Уже более 120 лет назад это искусство перестало быть уделом одних лишь профессионалов и шагнуло в любительские массы. Для этого должны были появиться сухие негативные пластинки, которые могли храниться до экспонирования достаточно значительное время, и удобные фотокамеры. Тем не менее, процесс проявления пластин и печати фотокарточек в те годы осуществлялся самим фотолюбителями, что, несмотря на немалое количество справочной литературы и периодических изданий, требовало определенного мастерства и времени. Кроме того, фотографические процессы непрерывно совершенствовались, и фотолюбителю приходилось следить за соответствием выбранных пластин, растворов и фотобумаг.
Первая попытка избавить фотолюбителя от необходимости устраивать затемненную фотолабораторию и возиться с реактивами была сделана Джорджем Истманом, владельцем фабрики негативных пластин. Ещё до появления массовых любительских камер под стеклянные негативы Истман изготовил пробные образцы рулонных негативов на основе из нитрата целлюлозы — вещества взрывоопасного и требовавшего крайне аккуратного обращения. В 1888 году Истман впервые вывел на рынок заряженную рулоном на 100 негативов камеру, которую после съёмки нужно было отсылать на фабрику. Там негативы проявлялись, печатались фотографии, аппарат заряжался новым рулоном негативов, и всё это отсылалось назад владельцу.
Рис. 12. Камера Kodak с рулоном на 100 негативов 1888-го года
Собственно говоря, именно Джордж Истман и его Kodak стали пионерами массовой «пленочной» фотографии. Хотя наиболее привычный современный стандарт пленки с кадром 36х24 мм распространился лишь в 20-х годах с началом массового производства камер Leica (см. рис. 15), первой массовой пленочной камерой стал всё-таки Kodak Brownie, первая модель которого вышла в 1900 году.
Рис. 13. Камера Kodak Brownie, модель 1908-го года
Рис. 14. Реклама камер Kodak Brownie (обратите внимание на цену)
Рис. 15. Прототип камеры Leica 1913-го года
Тем не менее, Kodak сконцентрировал свои усилия не на разработке камер (хотя фотоаппараты выпускаются компанией и поныне), а на производстве передовых фотоматериалов и обеспечении удобства их применения потребителем. Ещё в 1902 году Kodak выпустил устройство, позволявшее проявлять пленки без использования затемненной комнаты. В 1930-х годах этой же компанией были выведены на рынок цветные обратимая и негативная плёнки. Постоянно шло совершенствование основы пленочных фотоматериалов, разработка новых типов камер и иных устройств (подробнее об истории компании см. [7]).
В 1955 году Kodak прекратил продажи цветной фотопленки со включенной стоимостью проявки, что положило начало созданию всемирной сети независимых предприятий Kodak Express, предлагающих фототовары и услуги Kodak в соответствии со стандартами компании.
Kodak был одним из пионеров цифровой фотографии. В середине 80-х компания разработала промышленный образец CCD-сенсора с разрешением 1,4 мегапикселя и ввела в обращение сам термин «мегапиксель» [16], а в 1991 выпустила совместно с Nikon первую профессиональную фотосистему Kodak DSC100 на основе камеры Nikon F3.
Рис. 16. Цифровая камера Kodak DSC100 1991-го года
Впрочем, недостаток внимания к камерам дорого стоил Kodak — компания упустила момент начала развития массового рынка во второй половине 90-х годов. Несмотря на победу над Sony в борьбе за лидерство на рынке США, доля Kodak на других рынках цифровых фотокамер невелика.
Необходимо отметить, что ещё в 1912 году Джордж Истман, совместно с нанятым им британским ученым Кеннетом Мисом, основал на фирме исследовательскую лабораторию, ставшую одним из первых отраслевых научно-исследовательских центров в мире. Именно непрестанная работа этого отдела компании (в том числе и в сотрудничестве с другими организациями) позволила Kodak не только сохранить лидерство на потребительском рынке, но и занять серьезные позиции в специфических В2В категориях. Kodak занимает восьмое место в мире по количеству патентов, заявленных в 20 веке. Постоянный поток инноваций Kodak предугадывает, а зачастую и задает общий вектор развития фотоиндустрии и смежных отраслей. В настоящее время в инновационном процессе задействован не только собственный центр R&D, в котором работают около пяти тысяч специалистов, но и ряд научных и образовательных организаций, спонсируемых Kodak [6].
Другим показательным примером является история Polaroid. Основанная Эдвином Лендом в 1937 году, компания продолжила начатые ещё в конце 1920-х годов исследования лаборатории Ленда-Уиллрайта в области поляризации света и разработки поляризующих пленок. Компания успешно развивалась, выполняя заказы для оптической и фотографической промышленности, автомобилестроения, а затем продавая изделия и материалы под собственной маркой; в годы войны выполнялись военные заказы. В 1944 году дочь Ленда спросила его на прогулке, почему ей приходится ждать фотографию, которую отец только что сделал. Ученый задумался, и в течение часа сформулировал требования к фотоматериалам и камере, а также к химии процесса. Разработка камеры заняла ещё три года, после чего в 1948 году камера Polaroid Model 95 была выведена на рынок.
Рис. 17. Камера Polaroid Model 95, 1948-го года
Через восемь лет была продана миллионная камера Polaroid. Параллельно компания разрабатывала специфические версии основного продукта — для рентгеновских снимков, для фото на документы, для военных. Продолжала компания заниматься и поляризующими материалами, однако до конца 70-х годов основным бизнесом Polaroid была мгновенная фотография: камера и фотоматериалы продолжали совершенствоваться, появлялись новые батареи, вспышки, дальномеры. Стоит отметить, что до 1972 года сам Polariod не производил камеры, они собирались по заказу на других предприятиях.
В 1975 году Эдвин Ленд покинул пост президента Polaroid, а в 1982 перестал быть и Председателем Совета директоров компании.
В начале 80-х годов Polaroid начал развивать смежные направления бизнеса. В первую очередь они были связаны с химией полимеров и работой с изображением. Polaroid начал выпускать компьютерные дискеты и устройства для записи и печати статичных изображений. В 1987 году компанией был открыт собственный Центр микроэлектроники и материалов и запущена годовая общенациональная (США) программа поддержки науки, образования, искусства и общества (Nationwide program of activities in science, education, the arts and community), приуроченная к 50-летию Polaroid. С конца 80-х годов компания выпустила на рынок ещё ряд продуктов (оверхед-проектор, системы персональной идентификации, камеры для фотографирования при помощи микроскопа, сканеры, принтеры, LCD-проекторы, цифровые камеры, программное обеспечение для обработки изображения), стала в 1996 году европейским лидером по продажам поляризующих солнечных очков, продолжала экспансию мгновенной фотографии на развивающихся рынках.
Однако это не спасло компанию от банкротства в 2002 году. Она была приобретена One Equity Partners, а в 2005 году стала подразделением управляющей компании Petters Group Worldwide [9].
Теперь посмотрим на эти поучительные истории с точки зрения судьбы брендов.
Рис. 18. Жизненные циклы носителей фотоизображения
Джордж Истман создал Kodak в эпоху пластиночных негативов, до появления массовой фотографии. Kodak лидировал в «пленочную» эпоху (во всяком случае в части фотоматериалов и сервиса), пытался биться с Polaroid за рынок моментальной фотографии и проиграл, проглядел появление массовой цифровой фотографии, но и тут выжил и постепенно укрепляет позиции. Пользователи во всем мире знают Kodak и ассоциируют его с любительской фотографией. Знают его и в России. Во всяком случае, среди читателей «Комсомольской правды» пленка и услуги фотолабораторий Kodak наиболее популярны [14]. Что удивительно, так это лидерство среди этой аудитории фотоаппаратов Kodak, причем как по подсказанному знанию, так и по наличию и намерению купить — с учетом крайне скудного ассортимента 35-мм пленочных фотоаппаратов [5] и не самой богатой линейке цифровых камер Kodak [8], представленных на нашем рынке. В общем, Kodak был, есть и, видимо будет в дальнейшем самым фото-брендом, несмотря на смену эпох в фотографии. Слабость (с точки зрения коммуникационной концепции маркетинга) бренда Kodak, а именно большое количество охватываемых им категорий, на практике обернулась преимуществом — непотопляемый Kodak стал синонимом всей любительской фотографии в целом и, похоже, уже мало зависит от появления или заката отдельных товаров и категорий. Огромная, но едва ли заметная для фотографов-любителей часть бизнеса Kodak — его «фабрика инноваций» — обеспечивает устойчивость бренда даже к таким серьёзным ударам, как, например, потеря массового рынка любительской киносъёмки с появлением домашнего видео, проигранная в 1985 году девятилетняя судебная тяжба с Polaroid и вынужденное закрытие всего бизнеса моментальной фотографии или упоминавшееся отставание на рынке цифровых камер.
А что же Polaroid?
Созданная талантливейшим учёным (Эдвин Ленд уступает в количестве полученных патентов только Томасу Эдисону) лаборатория, а затем и компания более десятилетия была известна только в научных и корпоративных кругах. Её продукт был крайне высокотехнологичным и столь же специфическим. Конечный продукт с использованием инноваций Polaroid продавался в основном под другими марками. Затем в конце сороковых Polaroid вывел на рынок революционный продукт, появившийся случайно и связанный с предыдущей историей компании только фундаментальной областью специализации — сплавом химии, физики и оптики. Остальные разработки компании отошли на второй план и до середины 80-х годов Polaroid сосредоточил свои усилия на дальнейшем совершенствовании своего основного продукта. Победа над Kodak, означавшая монополизацию рынка мгновенной фотографии, заставила новое руководство Polaroid оглядеться вокруг, но было уже почти поздно. Создание собственного исследовательского центра, прорыв на развивающиеся рынки России и Индии, девятисотмиллионный штраф, выплаченный Kodak и усиление направления солнцезащитных очков только оттянули угасание компании. С появлением массовых цифровых камер рынок моментальной фотографии был обречен сжаться до нишевого. Polaroid и поныне выпускает свои камеры, наряду с обычной фотопленкой, цифровыми камерами, очками и рядом других продуктов. Будущее бренда представляется достаточно безрадостным. В восприятии тех, кто старше 25-30, Polaroid навсегда останется связан с моментальной фотографией. Он и сегодня уже воспринимается [14] русскими фотолюбителями как живой памятник — знают почти все, но покупать собираются единицы. Унылый зонтик, раскинувшийся над частью рынка любительской фотографии, презентационной и компьютерной техники, солнечными очками и рядом продуктов В2В для работы с изображениями — таков сегодня Polaroid. Возможно, прими Petters Group Worldwide решение сохранить бренд Polaroid только за нишевой категорией моментальной фотографии, Polaroid ещё и удастся выжить. Но, по-видимому, его ожидает судьба Studebaker или Pan American — великих легенд прошлого, ныне покойных.
Рауль Амундсен, Кот-Бегемот и бедные азиаты
Теперь обратимся к совершенно иной области человеческой деятельности, с которой большинство из нас сталкиваются регулярно, а некоторые и ежедневно. Речь пойдёт о приготовлении горячей пищи.
Стоит заметить, что, несмотря на все достижения научно-технического прогресса, приготовление пищи очень консервативный процесс. До сих пор половина домохозяйств мира использует для этой цели дрова, каменный уголь, сельскохозяйственные отходы либо другое твердое топливо [13], т.е. готовит на открытом огне либо, в лучшем случае, в закрытой печи или на дровяной плите. «Цивилизованный мир», в общем, не добавил к этому опыту почти ничего. В начале 19 века появились опрятные чугунные угольные печки (впоследствии ставшие известными в нашей культуре как «буржуйки»).
Рис. 19. Дровяная плита образца 1820-х годов
В европейских городах делались попытки готовить на светильном газе, что до изобретения бунзеновской горелки было делом небезопасным, а после — достаточно дорогим. С появлением продуктов переработки нефти керосин также стал использоваться в качестве топлива, но широкого распространения не получил. В конце 19 века появились уже и прототипы электрических плит. Однако, по большому счету, это были не более чем эксперименты.
Рис. 20. Газовая кухонная печь начала 20 века
Рис. 21. Электроприборы начала 20 века.
Настоящий прорыв случился с появлением технологий добычи, хранения и транспортировки природного газа в середине 20-х годов, когда получили массовое распространение газовые плиты. В тридцатых годах, а особенно в послевоенный период к ним добавились и электроплиты. Тем не менее, исторический метод готовки — посуда, в которой готовится пища, нагревается непосредственно огнем или стоит на раскаленном проводнике тепла — не нарушался.
Единственным исключением стало изобретение в 1946 году микроволновой печи, впрочем, достаточно случайное. Микроволновая печь является побочным продуктом радарных технологий [3] и не использует нагрев пищи источником тепла через посуду или воздух. Именно это обусловливает ряд практических ограничений использования микроволновой печи, из-за которых она в большинстве случаев используется только для разогрева блюд или как подсобное средство в дополнение к газовой или электроплите.
Возможно, именно присущая приготовлению пищи традиционность и является причиной того, что нет ни одного «легендарного» бренда плит или печей, который бы прочно ассоциировался у потребителей с процессом приготовления пищи или некоторыми его особенностями.
Впрочем, один такой бренд припомнить можно. Тем более, что он жив до сих пор, и дал имя целой категории, причем не только в русском языке. Речь идёт о Primus, том самом, который иначе, как примусом и не назовёшь.
Рис. 22. Примус 1920-х годов
Примус был запатентован Вильгельмом Линдквистом в 1892 году и был для своего времени революционным прибором [11]. В отличие от уже существовавших тогда керосиновых плиток, он сжигал не жидкий керосин, а его пары, поступающие под давлением.
Рис. 23. Керосинка 1900-х годов.
Этим достигалось отсутствие копоти и высокая эффективность примуса. Само название появилось Primus немного позднее, когда началось массовое производство и экспорт новинки. Всего за историю компании было произведено около 50 миллионов примусов [12]. Изобретение было настолько простым и удачным, что копировалось во многих странах без изменений конструкции (изменялись только размеры и внешний вид) в течение длительного времени. В нормальном быту Primus, тем не менее, приживался плохо, зато был незаменим в экспедициях (в том числе Амундсена на Южный полюс и Хиллари на Эверест, [1]), а также в условиях войны и различных чрезвычайных ситуаций. Этим же объясняется широкое распространение примусов в советском быту 20-х — 50-х годов, увековеченное в литературе (М.А. Булгаков, Н.А. Заболоцкий, М.М. Зощенко и др.). С распространением в развитых странах газовых и электрических плит Primus ушёл в нишу туристического оборудования и, продав производство керосиновых примусов компании Optimus, занялся производством аналогичных устройств, работающих на сжиженном газе.
С 80-х годов керосиновые плитки («керосинки») и примусы переживают второе рождение. Оно связано с борьбой с бедностью в африканских странах, а также с повышением уровня жизни беднейших слоев населения в Китае, Индии и странах юго-восточной Азии. Эта продукция массово производится в Азии (см., например, [2], [10]).
Рис. 24. Житель Юго-Восточной азии готовит пищу на примусе, 1990-е годы.
Рис. 25. Мощный современный примус noname
Рис. 26. Современные керосинки производства КНР.
Сам же Primus остается ведущим производителем газовых и мультитопливных плиток для туризма и активного отдыха, признанным экстремалами из развитых стран.
Рис. 27. Туристическая газовая плитка Primus.
Выводы
Вот какие выводы можно сделать из этих примеров.
Прежде всего, жизненные циклы товаров и категорий не следуют друг за другом, подобно волнам на поверхности воды. Новая категория или товар могут оказаться успешными и заменить доминирующие, но могут, вполне развившись, пойти на спад раньше, чем предшественники. Поэтому делать какие-либо серьёзные выводы о судьбе категорий или товаров — как уже существующих на рынке, так и входящих на него — в краткосрочной перспективе не корректно. Говорить о том, что товар Х вытеснил с рынка товар Y можно только тогда, когда, по крайней мере, завершится жизненный цикл вытесняемого товара, и он станет достоянием истории.
Второй вывод. Бренд вовсе не обречен умереть вместе с товаром или категорией. Однако для этого необходимо выполнение нескольких условий.
Первое — длительное присутствие на рынке, удобная и привычная пользователям дистрибьюция, четкая коммуникационная стратегия. В этом случае формируется значительная группа потребителей, приверженных бренду и готовым принять его новинки.
Второе — организационные системы компании, способные отслеживать и оценивать протекающие в бизнес-окружении процессы, а также вовремя производить требуемые корректировки стратегии, в том числе связанные с завершением жизненного цикла существующих товаров и выводом на рынок новых.
Третье — серьезная научно-исследовательская, дизайнерская и производственная база, способная в краткие сроки реализовать коррекцию стратегии, будь то изменение упаковки, модифицирующая инновация товара или быстрое выведение на рынок продукта, существующего только в образцах и прототипах.
Третий вывод. Бренд, появляющийся в результате коммерчески успешной однократной радикальной инновации и создающий новую категорию, ждет одна из двух судеб. Такой бренд может угаснуть вместе с категорией (Polaroid, Phonograph), однако теоретически, при правильном выборе стратегии «закатный» период может быть достаточно длительным и прибыльным для бренда. Если же жизненный цикл категории оказывается более длительным, чем период монополии бренда-лидера, то в дальнейшем этот бренд может дать имя всей категории (Ruberoid, Aspirin). Останется ли бренд лучшим среди последователей (Primus) или потеряет свое лидерство (Gramophone) зависит от нескольких факторов — массовости категории, стратегических решений лидера на этапе потери лидерства, направления и масштаба последующих модификаций товаров категории.
Литература, ссылки
- Base Camp (2003), Paraffin Stove History [http://www.base-camp.co.uk/instructions%202.htm]
- China Yangzhou Guo Tai Co Ltd (2005), Kerosene Stoves [http://sundries.en.ec21.com/4/Kerosene_Stoves_.html]
- Gallawa, J. Carlton (2005), The History of the Microwave Oven [http://www.gallawa.com/microtech/history.html]
- Grant, R.M. (2002), Contemporary Strategy Analysis, Fourth edition, Blackwell Publishers, Oxford
- Kodak (2005), 35-мм фотоаппараты KODAK [http://wwwru.kodak.com/RU/ru/consumer/products/cameras/35mmCameras.shtml]
- Kodak (2005), About Kodak R&D [http://www.kodak.com/US/en/corp/researchDevelopment/about.shtml]
- Kodak (2005), Milestones — Chronology [http://www.kodak.com/global/en/corp/historyOfKodak/chronology.jhtml?pq-path=2217/2687/2695]
- Kodak (2005), Цифровые камеры KODAK EasyShare [http://wwwru.kodak.com/RU/ru/digital/cameras/digitalMain.jhtml]
- Polaroid (2005), Brand History @ Polaroid.com [http://www.polaroid.com/global/movie_2.jsp?PRODUCT%3 °C%3Eprd_id=845524441761320&FOLDER%3 °C%3Efolder_id=282574488338441&bmUID=1118828882271&bmLocale=en_US]
- Premier Metal Works & Group (2005), Kerosene Pressure Stoves [http://www.premier-india.com/kerosene-pressure-stoves.html]
- Primus Products (2005), Company History [http://www.primus.se/EN/company/company_history.html]
- Sweden.se (2005), Swedish Inventions and Discoveries [http://www.sweden.se/templates/cs/BasicFactsheet____3127.aspx]
- Здоров`я Украiни (2004), Новости медицины [http://www.health-ua.com/news/723/]
- Комсомольская Правда (2004), Фотоаппаратура и читатели «КП», По данным Gallup Media, Россия, 2004 год [http://advert.kp.ru/readyfiles/3108.ppt]
- Котлер, Ф., Армстронг, Г., Сондерс, Дж., Вонг, В. (1999), Основы маркетинга: пер. с англ., 2-е европ. изд., М.; СПб.; К.; Издательский дом «Вильямс»
- Плаксин Максим (2005), История цифровой фотографии [http://www.plaksin.kiev.ua/rus/dir/articles/history.html]
Комментарии: