В статье представлена точка зрения, в соответствии с которой маркетинг в своем развитии проходит несколько стадий; соответственно, то, что воспринимается как культурные различия между странами, затрудняющие глобальный маркетинг, может на деле иметь иную природу, а именно быть следствием нахождения различных стран на различных стадиях развития маркетинга. Эволюция маркетинга суть «консьюмеризация», нарастающее усложнение диалога между маркетологами и потребителями, в ходе которого усиливается власть последних; маркетинговые стратегии меняются с 'push' на 'pull'. Уровень консьюмеризации может быть оценен по нескольким факторам, связанным с брендингом, теорией рекламы, маркетинговыми исследованиями и т.д. (перечисляется и обсуждается в статье). Определенные факторы предрасполагают страну или сектор продуктов/услуг к быстрой маркетинговой зрелости (перечисляются и обсуждаются в статье). Определяются, поясняются и обсуждаются пять этапов маркетинговой эволюции: 1) простой сбыт товара, 2) маркетинг, 3) классический брендинг, 4) брендинг, направляемый потребителем, 5) постмодерн-маркетинг. Последняя стадия соответствует зрелому конкурентному рынку с циничными и искушенными потребителями, которая достигнута в большинстве Западных стран. Иллюстрируются способы, которыми маркетинговая и исследовательская практика синхронизируется с различными этапами этой эволюции (сегментирование, карты потребностей и т.п.). Обсуждается, как маркетинг может развивать будущее; одним из выводов становится расширение маркетинговой активности, направляемой потребителем, в т.ч. социального и этического маркетинга.
Полный текст статьи (платный): The Evolution of MarketingПодборка аннотаций к классическим статьям по рекламе и маркетингу из собрания World Advertising Research Center (WARC)
(с) 2006 Copyright and database rights owned by WARC